
Бывший председатель совета директоров футбольного клуба "Локомотив" Сергей Липатов огласил причину заказа убийства директора "Инюрконсалта" и советника министра путей сообщения Игоря Фоминова на заседании Одинцовского горсуда 12 февраля. Липатов заявил, что движущей силой стала глубокая ненависть.
Начало сотрудничества и доверие
Обвиняемый по статье 33 ч.4 и ст.105 ч.2 п.п. "ж", "з" УК РФ рассказал о знакомстве с Фоминовым в 1999 году, когда тот работал в банке "Возрождение". Липатов, владевший там счетами, нашел Фоминова "весьма компетентным". Будучи занят в торговле зерном, хлопком и рисом, он предложил Фоминову должность. Тот согласился, консультировал по всем вопросам и стал, по сути, правой рукой Липатова.
Расширение связей и роковые перемены
Липатов подчеркнул высокую степень доверия: он познакомил Фоминова со всеми партнерами и посвятил в планы. Вместе они реализовывали проекты, включая поставки риса из Индии и хлопка из Узбекистана.
Через Фоминова Липатов познакомился с Владимиром Якуниным (впоследствии первый замминистра, а затем глава РЖД). Однако после назначения Фоминова в МПС все изменилось: он уволился, ощутил власть над бизнесменами и начал брать деньги за решение их вопросов.
Шантаж и крах бизнеса
"Фоминов тогда знал о моих делах абсолютно все: финансы, сроки, обязательства перед партнерами!", – заявил подсудимый. Именно тогда, по словам Липатова, Фоминов ультимативно потребовал $50 тысяч ежемесячно за консультации плюс переменные комиссии.
Липатов уверен, что Фоминов сознательно саботировал его проекты. В частности, вложение $6 млн в поставку 20 тонн индийского риса принесло лишь $3 млн выручки. Деньги были заимствованы через Фоминова у частных лиц, которые начали угрожать Липатову расправой.
"Постоянный стресс из-за положения дел, опасное время для бизнеса. Я осознавал: невыполнение обязательств по договорам угрожает мне и семье", – пояснил он. Липатов возненавидел Фоминова за использование доверительной информации и предательство.
Путь к преступлению
В отчаянии Липатов обратился к знакомому с середины 90-х, бывшему сотруднику РУБОП Леониду Рагогону, который ранее помогал ему в "острых моментах" с криминалом. Между ними были дружеские отношения.
Липатов попросил найти киллеров, предложив $200 тыс. за убийство. "Не понимаю, что мной двигало. Видимо, помрачение", – признался он. "Совершенное мной не укладывается в голове – ни тогда, ни теперь".
После нескольких встреч Липатов передал Рагогону деньги, адрес и фото Фоминова. О смерти бизнесмена он узнал от общих знакомых на следующий день.
Раскаяние и фигуранты дела
"Осознав реальность содеянного, я понял свою вину. Шантаж Фоминова и мой поступок – вещи несопоставимые", – заявил подсудимый. Он присутствовал на похоронах, испытывая страх.
Все 23 года Липатов мучился чувством вины, желая признаться, но опасаясь уголовного преследования, осуждения и за судьбу семьи.
В суде также зачитали показания Леонида Рагогона, бывшего полицейского, выступившего посредником и оставившего себе $100 тыс. Следствие установило, что для исполнения убийства Рагогон связался с экс-сотрудником ФСБ Олегом Михалевым. Тот поручил дело бывшему бойцу спецназа "Витязь" Алексею Чеботареву и группировке отставного военного Павла Христева, куда входили силовики.
После убийства Михалев сообщил Рагогону, что Фоминов сам был действующим резервистом ФСБ.
Последствия и трагический финал
Липатов сообщил суду о недавней телеграмме с извинениями, направленной вдове и дочери Фоминова, а также о передаче им 1 млн рублей в счет морального вреда.
Игорь Фоминов, советник МПС и глава "Инюрконсалта", был убит 15 марта 2002 года по дороге на дачу в Одинцовском районе. Алексей Чеботарев и Павел Христев остановили его машину, ранив бизнесмена четырьмя выстрелами. Фоминов успел доехать до дома, велев жене вызвать Владимира Якунина, но скончался до его прибытия.
По словам вдовы, семья познакомилась с Якуниным в Нью-Йорке. В 1999 году они позвонили ему из Петербурга, и он "был искренне рад". С тех пор их связывала тесная дружба.
Источник: www.rbc.ru





