Что значит быть стрессоустойчивым?

Дата:

Сегодня, когда мир сталкивается с политической поляризацией, экстремальными погодными условиями и ростом стоимости жизни, людям и сообществам особенно важно уметь справляться с трудностями.

Наша способность противостоять стрессу и справляться с вызовами — то есть наша устойчивость — может определить, сможем ли мы развиваться, просто выживать или вовсе потеряем возможность на достойную жизнь.

к мужчине тянется много рук с телефонами

Стресс и устойчивость: где грань?

Устойчивость — это способность справляться с трудностями, восстанавливаться после них и продолжать двигаться к своим целям. Важно понимать: стресс не всегда вреден. Наоборот, определённый уровень стресса необходим, чтобы мы достигали наилучших результатов. Столкновение с умеренными трудностями помогает развивать навыки преодоления и укрепляет устойчивость.

Однако, если стресса становится слишком много, мы можем потерять контроль, начать путаться в действиях или полностью выгореть. Чтобы сохранить мотивацию и концентрацию, важно уметь снова активизировать себя в моменты усталости, апатии или подавленного состояния. Например, спортсмены перед соревнованиями часто слушают энергичную музыку, чтобы поднять уровень энергии.

С другой стороны, умение снижать эмоциональную напряжённость помогает уменьшить тревожность и ощущение стресса. Упражнения, спокойная музыка или контакт с любимым домашним питомцем могут помочь нам восстановиться и не дать эмоциям мешать выполнению задач.

Таким образом, эффективная эмоциональная регуляция играет ключевую роль в том, чтобы мы могли адаптироваться к переменам и оставаться в равновесии.

рука торчит из кипы документов

Как развивается устойчивость?

Устойчивость формируется в результате взаимодействия личных и внешних факторов. К личным факторам, которые помогают развивать устойчивость, относятся навыки регулирования эмоций, успехи в учебе, разнообразные умения (например, в спорте или музыке), а также способность к решению проблем. Эти качества особенно хорошо развиваются в детстве.

Если в одной сфере жизни всё идёт не лучшим образом, человек всё равно может находить радость, уверенность и смысл в других областях. Также устойчивость выше у тех, кто умеет осмыслить травматичный опыт и найти в нём положительный смысл. Например: «Я пережил это — значит, я силён» или «Теперь я больше ценю жизнь».

Следует учитывать и биологические особенности. У некоторых людей нервная система от природы более тревожная. В незнакомых или угрожающих ситуациях они чаще испытывают страх или избегают этих ситуаций. Такие черты часто связаны с более низким уровнем устойчивости. Но при этом каждый человек может развить необходимые навыки и повысить свою устойчивость.

Среди внешних факторов, поддерживающих устойчивость, можно выделить: заботливую и стабильную семейную среду, поддержку от родственников и друзей, ощущение принадлежности к культуре, участие в традициях, примеры других людей, которые преодолели трудности, сплочённость сообщества, государственные меры поддержки: доступное образование, инвестиции в инфраструктуру, которая улучшает качество жизни и благополучие.

человек с бумажным пакетом на голове с грустной нарисованной улыбкой

Можно ли научиться устойчивости?

Поскольку многие из факторов устойчивости можно изменить, логично предположить, что специальные программы развития устойчивости могут быть полезными.

Существуют доказательства того, что вмешательства, направленные на развитие оптимизма, гибкости, активного преодоления трудностей и социальной поддержки, могут дать небольшой, но положительный эффект. Такие результаты наблюдаются как у детей, так и у взрослых.

Однако в случае со школьными программами всё не так однозначно.

Так, в одном исследовании в Великобритании приняли участие 84 школы. В нём более 3500 учеников в возрасте от 11 до 13 лет прошли 10 занятий по практике осознанности. Другая группа в таком обучении не участвовала.

Результаты показали, что осознанность не оказала никакого положительного влияния на уровень риска депрессии, эмоциональное или социальное благополучие через год. Массовое обучение школьников осознанности не укрепило их устойчивость.

Более того, были получены данные о вреде такого подхода. Особенно он оказался вредным для тех учеников, у кого риск депрессии изначально был наиболее высоким. В итоге исследователи пришли к выводу, что программа оказалась неэффективной и нецелесообразной.

В другом исследовании с участием учеников 8–9 классов также была выявлена неэффективность программы по эмоциональной регуляции. У некоторых участников она даже вызвала негативные последствия. Правда, дети, которые выполняли домашние задания по этой программе, чувствовали себя немного лучше.

Скорее всего, эти программы не сработали по ряду причин. Возможно, содержание было слишком сложным, редким или неподходящим по возрасту. Также преподаватели могли быть недостаточно подготовлены для проведения таких занятий. Важно и то, что сами дети не участвовали в разработке этих программ.

Поэтому такие результаты говорят о необходимости осторожного подхода к массовым школьным программам. Возможно, эффективнее начинать помогать детям тогда, когда уже видны ранние признаки чрезмерного стресса — и делать это индивидуально.

Уставшая школьница заснула на столе с книгами

Как развивать устойчивость на практике?

Родители и школы играют важную роль в создании у ребёнка чувства безопасности. Это чувство помогает детям с уверенностью исследовать окружающий мир и учиться на ошибках. Также важно, чтобы ребёнок знал, что поддержка будет рядом, когда она потребуется.

Взрослые могут поощрять детей сначала самостоятельно пробовать решать задачи. Даже если решение окажется неправильным, сам факт попытки заслуживает похвалы.

Школы должны грамотно распределять свои ограниченные ресурсы. Помощь должна оказываться тем, кто в ней нуждается больше всего — без стигматизации. Большинство детей способны развить устойчивость и без специальных программ.

Для этого школы могут создавать условия, способствующие формированию дружбы, развитию культурной идентичности и участию в творческих, спортивных и учебных занятиях. Также полезно рассказывать о том, как другие люди преодолели трудности — это вдохновляет и показывает, что рост возможен даже после тяжёлых переживаний.

На уровне сообщества каждый может работать над собственными навыками регулирования эмоций. Это укрепляет уверенность в своих силах и помогает справляться с жизненными трудностями.

Задайте себе вопросы:

Могу ли я подходить к проблемам конструктивно?
Умею ли я активно решать проблемы, а не избегать их?
Принимаю ли я неудачи как часть человеческого опыта?
Умею ли я устанавливать здоровые границы?
Совпадают ли мои поступки с моими ценностями?
Обращаюсь ли я за поддержкой, когда она мне нужна?

Эти навыки помогут вам проходить через сложные периоды жизни, восстанавливаться и развиваться.

женщина пишет в дневнике
Другие новости